Услуги восстановления данных, потерянных, удаленных файлов и фотографий по интернет своими руками.
Сервис дистанционного восстановления данных, потерянных, удаленных файлов и фотографий. Самые низкие и
доступные цены
Восстановление данных
собственными руками
Дистанционная
компьютерная помощь
Бесплатные программы
восстановления данных
Ответы на вопросы
по восстановлению
Бесплатная консультация,
контактные данные
Service remote data recovery, lost, deleted files and photos.
Восстановление и ремонт дисков Seagate 7200.11, когда жесткий диск не определяется в BIOS или имеет нулевой размер.

Ремонт HDD, восстановление данных с неисправных жестких дисков.

Восстановление информации
на жестких дисках, HDD с FAT или NTFS.

РЕМОНТ HDD FUJITSU, ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ ЖЕСТКИХ ДИСКОВ FUJITSU MPG



Если на Вашем компьютере установлен жесткий диск Fujitsu MPG, немедленно позаботьтесь о создании резервной копии жизненно важных для Вас данных!

При создании страницы использовалась информация Сергея Казанского (onehalf@pisem.net) из статьи,
опубликованной в журнале UPGRADE #46 (84) (www.computery.ru/upgrade/).

В настоящее время наиболее проблемными дисками модельного ряда Fujitsu являются следующие модели:

MPG3204AT, MPG3204AH, MPG3102AT, MPG3409AT,
MPG3409AH, MPG3307AT, MPG3307AH, MPG3102AH.
Ниже, на рисунке представлена статистическая информация, составленная на основе запросов пользователей по проблемам с их жесткими дисками этих типов:
Восстановление данных, ремонт Fujitsu MPG3xxxAx
Ремонт жестких дисков Fujitsu MPG3xxxAx
Если проанализировать запросы пользователей на ремонт винчестеров Fujitsu, то чаще всего встречаются винчестеры Fujitsu MPG3204AT, Fujitsu MPG3204AH, Fujitsu MPG3409AT и Fujitsu MPG3102AT. Восстановление винчестеров Fujitsu с целью продолжения их эксплуатации экономически не выгодно, так как средний ремонт Fujitsu превышает стоимость нового диска. Причем длительную гарантию, больше 2-х месяцем, на его безотказную работу грамотный и добросовестный ремонтник никогда не даст. Но сначала по порядку:

Все так хорошо начиналось!

Многие обладатели жестких дисков Fujitsu MPG, выпущенных в период с 2000 по 2001 год, сталкиваются с одной и той же проблемой - эти диски умирают, перестают определяться в BIOS. Это явление приняло масштабы своего рода эпидемии.
Причем пользователь и не подозревал, что он столкнулся с проблемной серией HDD Fujitsu, так как дефект этих дисков стал проявляться только через год - полтора работы, когда истекала гарантия. Кстати, продавцы тоже об этом не подозревали, так что их в этом обвинять не следует.
В этот период в Россию дисков Fujitsu было завезено достаточно много, и они были заслуженно популярны. Многие пользователи считали тогда себя счастливыми обладателями практически идеального накопителя.
А когда начался массовый выход из строя дисков DTLA ("дятлов"), пользователи еще больше уверовали в надежность дисков Fujitsu, они продолжали надежно функционировать.
Специалисты сервисных центров были очень довольны этими дисками, он практически не доставляли им хлопот. Ремонтники жестких дисков практически не были знакомы с этими дисками. Им долгое время незачем было изучать тонкости устройства дисков Fujitsu. Но многие отмечали совершенство этих дисков, маленькое количество микросхем и более удачное, чем у дисков DTLA, конструктивное исполнение и расположение игольчатого разъема, соединяющего контроллер с гермоблоком накопителя. А на тестах эти диски отличались чрезвычайно ровным графиком чтения.
Позже специалисты по ремонту жестких дисков отметили, что винчестеры Fujitsu MPG в заводском дефект-листе имели очень малое число скрытых сбойных секторов, а некоторые экземпляры их вообще не имели. А ведь у DTLA таких секторов было несколько тысяч!
Но время шло и "счастливым" обладателям дисков MPG пришлось столкнуться с большими проблемами. И как в последствии выяснилось, все эти диски обречены на гибель еще на этапе заводской сборки.

Первые проблемы

Первые проблемы с дисками Fujitsu появились осенью 2001-го. Вначале никто не обращал внимания что, иногда эти диски вдруг исчезали из системы, неустойчиво детектировались в BIOS, но потом все налаживалось. В некоторые моменты происходило зависание системы во время обращения к диску. Но, спустя некоторое время, жесткий диск "оживал" и продолжал нормально работать. При этом большинству пользователей даже не приходило в голову, что виной всему был Fujitsu MPG.
Поначалу пользователи решили на плохие контакты в шлейфах, ошибки операционной системы Windows и собственную неаккуратность. Вскоре, однако, выяснилась и другая неприятная особенность - некоторые HDD Fujitsu начинали громко щелкать при копировании файлов, что приводило к повреждению маленькой черной микросхемы с надписью HA13627 - она взрывалась от перегрева, так как, несмотря на ее температуру в 80-100 градусов, на ней почему-то не было радиатора. При этом винчестер, естественно, умирал.
И даже после этого мало кто верил, что эти накопители плохие. Было пролито много слез по невинно загубленным из-за неправильного питания - таким было не только общепринятое мнение, но и заключение фирменных сервис-центров. Поменяв блок питания, нередко покупали и точно такой же винт: людям свойственно верить в лучшее, а оно было где-то рядом, как синяя птица... И даже уход Fujitsu с рынка настольных систем не стал поводом для беспокойства.

Массовый "падеж" фуджиков

Но радость продавцов, не принимающих по гарантии винчестеры Fujitsu MPG с тепловыми повреждениями, была недолгой. Прошло совсем немного времени, и гарантийные отделы были переполнены этими винтами, в идеальном внешнем состоянии, но, увы, не работающими. Однако, в отличие от предыдущей волны брака, здесь уже стала прослеживаться некоторая закономерность: большинство мертвых дисков было именно серии AT, на 5400 об./мин. Эти накопители имели общую неисправность - не определялись в BIOS вообще или выводили крякозябрики вместо названия модели при автодетекте. Вскоре выяснилась и причина такого их поведения - фирма Fujitsu официально признала, что ранние винты AT-серий имели серьезную ошибку в микропрограмме (firmware Fujitsu), приводящую к такому потрясающему эффекту - винчестер забывал про размеры логов ошибок, а затем, при их переполнении, затирал другие жизненно важные модули служебной информации. А включенный SMART, периодически обновлявший свои таблицы, этому сильно способствовал.
Более быстроходные собратья серии AH, на 7200 об./мин., имели совершенно другой микрокод и были лишены этих недостатков. Для лечения винтов фирмой был выпущен патч, прошивка Fujitsu версии 80B5 заменялась на 80C2. Этот патч был сделан в виде сервисной утилиты для Fujitsu MPG. Как же ошибались пользователи, которые восприняли необходимость смены прошивки для Fujitsu как очередную нелепую случайность! "С кем не бывает" - говорили они, - "ведь у тех же "дятлов" были похожие проблемы". Но через некоторое HDD Fujitsu снова стали сыпаться, причем уже все, без разбора. И каждый такой винт был несчастен по-своему:
  • щелкали во время работы;
  • завешивали систему;
  • покрывались большим количеством сбойных секторов;
  • которых переставала работать функция записи.
И шутки про 20-гигабайтный компакт-диск "с защитой от вирусов" хоть и имели место в форумах, но ничего, кроме слез, у владельцев таких дисков не вызывали. Но российские умельцы никогда не сдаются, вскоре были изобретены различные народные способы снятия информации с умерших жестких дисков - от засовывания в холодильник до прогрева на электроплите - и это действительно помогало! Вообще, в этой истории было много мистических моментов. Как, например, объяснить тот факт, что половина всех винчестеров начинала нормально работать после "отлеживания" в течение нескольких дней? А иногда помогали даже пляски с бубном вокруг винта и шаманские заклинания - после этого винт спокойно позволял слить с себя информацию и вновь впадал в ступор.
То, что эта серия бракованная, уже мало кто их специалистов сомневался, вопрос был в другом: где и как починить их, чтобы спасти свою информацию? Вот тут за дело и взялись ремонтники как профессиональные, так и не очень, из числа продвинутых пользователей.

Поиск причины всех бед с дисками Fujitsu MPG

"У дисков Fujitsu выходит из строя электроника" - такой вердикт был вынесен многими специалистами всего мира, что было, в принципе, верно. "А значит, нужно просто поменять плату, и все будет окей" - решили простые пользователи: ведь на всех дисках Quantum этот метод проходил на ура, и вполне логичным было желание сделать это и на HDD Fujitsu. Десятки несчастных людей устремились на рынки к скупщикам барахла, чтобы купить второй такой же диск и, наконец, получить свою информацию. Вот тут их и ждал первый удар - переставленные с исправных дисков платы работали далеко не всегда. Причина была в том, что у жестких дисков Fujitsu MPG, в отличие от Quantum, существует очень много разновидностей прошивок ПЗУ. И если версия ПЗУ на плате не совпадала с тем, что было в служебной зоне на блинах, - винт на готовность не выходил. Поэтому приходилось подбирать платы от живых винтов с той же версией прошивки, что и у погибшего. И все равно, процент спасенных накопителей был очень небольшим - даже такой подбор плат помогал далеко не всегда. Например, на многих экземплярах серии AT после замены платы на неродную винт начинал так громко стучать головками, что его тут же с ужасом выключали, опасаясь повреждений механики. Был даже распространен слух, что фирма специально сделала привязку плат к серийному номеру гермоблока, чтобы их не меняли.
Но все оказалось намного проще - часть партии младших моделей AT-серии на 10 и 20 Гб была изготовлена на дешевом оборудовании с более низкой точностью механики, что заставило разработчиков разместить в ПЗУ адаптивные настройки - уникальные для каждой "банки" числовые переменные, учитывающие разброс разметки блинов. По сервометкам головки следят за дорожкой, и если адаптивы были "чужие" - винт не мог выполнить рекалибровку и срывался в стук. Поэтому способ с перестановкой платы этим дискам не помогал и даже мог привести к физической поломке гермоблока. Но была и третья категория мертвых винтов, которые не определялись в BIOS даже после замены платы. Причиной этого было разрушение служебной информации на блинах, и происходило это из-за неполадок в электронике. Как известно, служебная зона любого HDD состоит из нескольких модулей, каждый из которых отвечает за определенный набор функций. Есть жизненно важные модули, например, дефект-листы, транслятор, адаптивы, а есть и второстепенные - серийный номер, SMART-таблицы, логи ошибок. И неприятной особенностью винтов Fujitsu MPG было то, что для их нормальной работы должно было выполниться обязательное условие - все без исключения модули служебки должны были читаться без ошибок. Это проверялось путем сравнения содержимого модулей с их контрольными суммами, и если они не совпадали - винт не производил разблокировку интерфейса и оставался недоступен. Обычно модули разрушались в тот момент, когда винт обновлял их, например, переписывая SMART-статистику. Если в этот момент электроника давала сбой, запись на блины прерывалась, и модуль оказывался недописан. При этом диск мог не выдавать никаких ошибок, и часто для пользователя это оставалось незаметно - ведь модуль оставался в памяти контроллера, и накопитель продолжал нормально работать с неиспорченной копией до тех пор, пока не выключалось питание. А при включении винт не мог их прочитать и не выходил на готовность. Этим и объясняется тот странный факт, что эти винты в основном "умирали при включении".

Причина всех бед обнаружена!

Долгое время многие ремонтники обвиняли во всем микросхему HA13627, которая очень сильно нагревалась при работе и иногда вспучивалась. А ее замена возвращала винт в рабочее состояние.
Но вскоре выяснилось, что она здесь не причем - отремонтированные винты Fujitsu снова начинали жутко глючить, а в аналогичных дисках Samsung эта микросхема работала без нареканий. И еще было сделано интересное наблюдение - жесткие диски Fujitsu умирали даже от простого хранения на складе! Тогда и были проведены тщательные исследования, что и выявило истинную причину всех неполадок - нарушение технологии пайки элементов платы. Оказалось, что почти на всех заводах по сборке этих винтов применялся какой-то очень агрессивный флюс, который не удаляли с монтажа после сборки платы. Со временем он разрушал соединения выводов деталей с медными дорожками платы, а нагрев микросхем способствовал этому.
По оценке некоторых специалистов, "особенно страдал от этого многофункциональный чип Cirrus Logic: испаряясь, флюс проникал сквозь поры пластмассового корпуса этой микросхемы, со временем выводя из строя ее кристалл, и начинались проблемы."
Но основной причиной считается то, что между выводами микросхемы и контактными отверстиями, а также в переходный отверстиях многослойной печатной платы, образовывалась оксидная пленка, и электрический контакт нарушался. И именно этим объяснялись все мистические явления, происходившие с этими винчестерами: тепловые и механические воздействия приводили к временному восстановлению контакта, и жесткие диски ненадолго оживали.

Извечный вопрос - что делать?

Ответов на поставленный выше вопрос существует множество. Если Вас интересует наше мнение, то наши рекомендации категоричны и просты:
  1. Ремонт Fujitsu MPG для дальнейшей его эксплуатации экономически не целесообразен.
    Ремонт HDD Fujitsu MPG имеет смысл производить только для извлечения ценных данных.
  2. Если Ваш винчестер Fujitsu MPG еще исправен, немедленно скопируйте данные на жесткий диск другой марки. Учтите, что восстановление Fujitsu MPG весьма дорогое удовольствие, дороже нового винчестера.
  3. Если Вы хотите, чтобы винчестеры Fujitsu MPG были Вам полезны - подарите их своему лучшему врагу.

Лаборатория Fomsoft - Сервис дистанционного восстановления данных и фотографий своими руками. Дата последней корректировки - 07.02.2016.